Изнеженной и сытой Европе никогда не понять, вопреки чему выживает маленькое Приднестровье. Да, мы прикрыты российским крылом – и это немаловажный фактор. Но согласитесь, без стремления собственного народа к самосохранению и развитию вряд ли помогли бы и внешняя защита, и всесторонняя помощь братского государства. Эта убеждённость крепнет из раза в раз, когда в своей журналистской практике приходится встречаться с аграриями республики.

Очередная командировка привела меня на Григориопольский комбинат хлебопродуктов, старейшее предприятие республики, возникшее в далёком 1932 году и именовавшееся поначалу пунктом по хлебозаготовке. Стоит сказать, что широко бытовавшее в советскую эпоху понятие «закрома родины» было вполне применимо к предприятиям такого типа.

За 86 лет своего существования Григориопольский комбинат хлебопродуктов пережил не одну реформу. Оказавшись к 2006 году на грани банкротства, он прошёл процедуру приватизации и стал самостоятельно встраиваться в рынок, исправно выполняя своё основное предназначение, доставшееся от советских времён: приём, сушка, чистка и хранение зерна до момента его переработки и использования. Как известно, с развалом страны и упразднением колхозов централизованные государственные заготовки, что называется, «почили в бозе», а каждый землепользователь, едва встав на ноги, в силу экономии старался сохранить свой урожай самостоятельно. Уход постоянных клиентов поставил непростой вопрос: что делать дальше? Выход оставался один – заняться землёй. Первый клин, взятый в обработку, составлял 159 гектаров, но именно с него пошёл отсчёт новой жизни предприятия.

Внешний вид комбината за прошедшие годы почти не претерпел изменений: всё также возвышаются на территории поточные линии по приёмке и доработке зерна, незыблемо стоят производственные здания, построенные в стиле промышленной архитектуры прошлого века… В конце весны – начале лета здесь не заметишь большого оживления. Оно придёт с началом уборки урожая. А пока главная работа идёт на полях, общая площадь которых уже насчитывает 4200 гектаров. Как у всех крупных землепользователей в Приднестровье, львиная доля площади отведена под выращивание озимой пшеницы. Но есть ещё рапс, горох, кукуруза, масличный и крупноплодный подсолнечник, горчица.

Сегодня в республике уже стала привычной картина засеянных и ухоженных полей. А ведь ещё недавно всё было по-другому. Оглядываясь на 28-летний путь, пройденный ПМР в статусе самостоятельного государства (а по меркам истории – это ничтожный срок), диву даёшься, чего только мы не испытали, не пережили? Трудно сегодня поверить, но первые годы своего существования во властных структурах попросту отмахивались от проблем аграриев, аргументируя тем, что пшеницу в Приднестровье проще завезти.

От развала Союза нам достался крепкий промышленный регион с линейкой уникальных предприятий союзного значения. Доля сельского хозяйства в ВВП республики составляла лишь 2 процента. И пока существовали производственные и экономические связи, продолжалось по инерции партнёрство, в развитии агрокомплекса, как тогда казалось, не было большой нужды. Следствием такой политики стали разваленные колхозы и заброшенные земли, на которые было очень трудно найти хозяина. Падало и промышленное производство. Жители страны стали массово выезжать на заработки.

Но, как известно, любая опустевшая ниша рано или поздно начинает заполняться. «Хлеб – всему голова» – не пустая фраза, хоть и достаточно расхожая. Неважно, на каком – сознательном или интуитивном – уровне, но стало вызревать понимание, что сохранение государства лежит в плоскости сельского хозяйства. Результатом разворота к аграрному сектору стало многократное увеличение сельскохозяйственной продукции в доле ВВП страны.

Сегодня по всей республике уже трудно найти свободные земли, практически все они обрабатываются, а желающих заниматься трудом агрария не убавляется. В пользование уходят неудобья, расчищаются территории отживших свой век садов и различного рода пустоши. Завершил эту работу и Григориопольский комбинат хлебопродуктов.

Беседа с директором предприятия Александром Москальчуком, начатая в его рабочем кабинете, продолжилась занимательной экскурсией по полям. Крестьянин по происхождению и внутренней сути, агроном по образованию, полученному ещё в советское время у лучших преподавателей Кишиневского сельхозинститута, он не мыслит своей судьбы вне земли. Более 10 лет Александр Фёдорович грамотно и успешно осуществляет руководство далеко непростым хозяйством, где в сезон не бывает выходных, а нормированный рабочий день – понятие весьма условное. Сопоставляя времена прежние и нынешние, Москальчук в силу многолетнего опыта грамотно учитывает все плюсы и минусы обоих периодов. И если, по его мнению, в советские времена урожай выращивали любой ценой, и это было главным, то сегодня на первый план выходит рентабельность, то есть степень эффективности использования всех видов ресурсов.

В Григориопольском управлении сельского хозяйства комбинат хлебопродуктов позиционируют как одно из наиболее успешных предприятий аграрного сектора района. Зерно успеха заложено в интенсификации производства. Предприятие располагает высоким техническим потенциалом в виде механизированного парка, который постоянно наращивает. Здесь работают тракторы и комбайны мирового бренда «New Holland», к каждому из которых приложена линейка вспомогательных механизмов по предпосевной и посевной обработке почвы, посеву, химзащите и т.д. Одно из самых значимых достижений предприятия – это приобретение современной системы полива фирмы «Bauer». Следует заметить, что Григориопольский комбинат в числе первых в республике (2012 год) воспользовался российским кредитом. «Мы за счёт него существенно продвинулись вперед, – говорит Александр Фёдорович. – Была приобретена оросительная техника, которая сегодня уменьшает риски сельхозпроизводства и увеличивает урожайность».

Безусловно, фактор интенсификации на сегодня является определяющим. С этим не поспоришь. Но можно ли полагаться исключительно на него? В связи с этим попросила прокомментировать популярную в народе поговорку про два майских дождя и агронома, чем весьма развеселила Александра Фёдоровича. По-крестьянски суеверный, он не стал озвучивать виды на предстоящий урожай, но при этом заметил, что в нынешнем году ещё с зимы сложились хорошие условия: почва за счёт осенних дождей и долго лежавшего снега набрала хороший запас влаги. Но, как известно, резкая смена погоды в разы сократила период, благоприятный для сева. И тот, кто успел оперативно использовать эти дни, будет в выигрыше.

«А вы успели?» – задала я естественный вопрос. Ответ, как и ожидалось, был уклончив: «Маем мы довольны!».

В последнее время как-то вышло из обихода прекрасное слово «хлеборобы», заменённое безликим «землепользователи». Его сакральный смысл очевиден: хлеб – основа нашей физической жизни, а работа – это то, без чего человек никогда бы не стал homo sapiens.

Галина БЕЗНОСЕНКО, г. Григориополь.

© 2017 Газета Приднестровье