Государственные закупки – конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд по заранее указанным условиям, в оговоренные сроки, на принципах состязательности, справедливости и эффективности.

Ключевое слово – конкурентная!

Как известно, базисными принципами, лежащими в основе системы государственных закупок, являются эффективность, прозрачность и открытость. Эффективности нельзя добиться без открытости, т.е. возможности всех желающих принять участие в торгах на равных условиях при высокой конкуренции. В свою очередь открытость невозможна без прозрачности, которая достигается посредством надлежащего информационного обеспечения.

Без закупок государство не может осуществлять свои функции, а эффективность государственных закупок является необходимым условием обеспечения надлежащего функционирования государственных и муниципальных органов власти. Сегодня ввиду ограниченности бюджетных средств, мероприятия по снижению затрат и издержек на государственные закупки по праву занимают приоритетные позиции в списке целей любого государства. В настоящее время в Приднестровье действует Закон «О поставках продукции для государственных нужд» от 2 июля 1999 г. (№ 173-З).  Более детальная регламентация существующих в сфере государственных закупок правоотношений осуществляется на основании нормативных правовых актов Правительства, а именно: его Постановления от 30 января 2014 года (№36).

В такой упрощенной системе закупок совершенно очевиден ряд следующих проблем: неполнота правового регулирования этого процесса; отсутствие планов закупок, которое открывает возможности для их осуществления, не отвечающих интересам общества и государства; отсутствие ответственности заказчика за результат; увеличение количества контрактов, заключаемых с единственным поставщиком, то есть без проведения каких-либо конкурентных процедур; демпинг и незащищенность заказчиков от недобросовестных поставщиков и фирм-«однодневок».

Все это свидетельствует о том, что действующий механизм осуществления госзакупок устарел и не способствует развитию конкурентной экономической среды и эффективному, рациональному расходованию бюджетных средств.  

 Немного статистики

По данным ВТО, общая стоимость сделок по государственным закупкам в развитых странах составляет в среднем от 10% до 25% ВВП. При этом высокая степень бюрократизации и коррумпированности этой сферы не позволяет оптимизировать процесс закупок на всех уровнях финансовой системы. В некоторых странах рента в области закупок составляет 9-10%, а государственных органов, контролирующих госзаказ, 20-30% (и даже 50%) от суммы контракта.

По некоторым данным, в нашей республике в системе государственных закупок в среднем участвует 500 государственных заказчиков и 600-700 поставщиков. Объем приднестровского рынка государственных закупок в 2012 г. составлял 500 млн руб., или 45 млн долл., а в 2017 г. – 200 млн руб., или 12,5 млн долл.

Общая сумма договоров за 7 лет снизилась более чем в два раза, при этом очевидно, что объем госзаказа остался на прежнем уровне, а ежегодное снижение произошло вследствие увеличения доли госзакупок без конкурса (тендера), а значит неэффективных.

Будущее государственных закупок в Приднестровье

В Верховный Совет поступил проект Закона «О государственных закупках в Приднестровской Молдавской Республике». В его основу лег опыт Российской Федерации по построению и функционированию контрактной системы.

Целями создания правовой базы, регулирующей вопросы государственных закупок, являются: создание единого цикла удовлетворения государственных нужд; эффективное использование бюджетных ресурсов; надежное управление рисками при исполнении основных функций государства; существенное снижение коррупции в секторе государственных закупок; достижение прозрачности механизма осуществления закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.

Принципы, на которых должна быть построена система закупок для государственных нужд, следующие:

– открытость (прозрачность) системы госзакупок.

Обеспечение свободного и безвозмездного доступа к полной и достоверной информации о государственной системе в сфере закупок на всех этапах её осуществления;

− конкуренция в системе государственных закупок.

Государственная система в сфере закупок должна быть направлена на создание равных условий для обеспечения добросовестной конкуренции между участниками закупок;

− профессионализм заказчика.

Деятельность заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок должна осуществляться на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок;

− единство системы государственных закупок.

Государственная система в сфере закупок должна основываться на единых принципах и подходах, позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита, а также контроля в сфере закупок на всей территории страны;

– приоритет отечественных производителей.

При равных условиях осуществления госзакупок приоритет при заключении контракта должен отдаваться отечественным поставщикам (подрядчикам, исполнителям);

– стимулирование инноваций.

Государство должно ориентироваться на закупку высокотехнологичной продукции;

− ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективность расходования бюджетных средств.

Все государственные органы, учреждения и юридические лица при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Должностные лица заказчиков будут нести персональную ответственность за соблюдение требований законодательства в сфере закупок.

В предложенной системе государственных закупок предусмотрены следующие новации: введение системы планирования и обоснования закупок; создание информационной системы в сфере закупок; установление методов определения начальных (максимальных) цен контрактов, а также конкретизация всех существенных условий в годовых планах-графиках закупок; расширение линейки способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), совершенствование существующих процедур закупок; установление антидемпинговых механизмов; обязательность привлечения субъектов малого бизнеса к участию в государственных закупках.

Проектом предлагается три взаимоувязанных этапа осуществления закупок: прогнозирование и планирование; осуществление закупок; контроль, мониторинг и аудит исполненных контрактов.

Первый этап – планирование. Данный этап включает в себя следующие принципиально новые направления: обоснование заказчиком потребности в конкретной закупке на этапе формирования планов закупок; определение начальной (максимальной) цены контракта, а также конкретизация всех существенных условий в годовых планах-графиках закупок; публичное планирование закупок, включающее в себя возможность привлечения к обсуждению закупок общественности. В результате этого производители и поставщики будут заранее знать о том, каким будет государственный спрос, где будет потенциальная зона сбыта продукции и т.д.

Второй этап − осуществление закупок, управление исполнением контракта. Расширен перечень способов закупок (способов определения поставщиков) таким образом, чтобы для каждой закупочной ситуации – от поставок детского питания и медикаментов до строительства сложнейших инфраструктурных объектов, могла быть определена оптимальная процедура. Перечень товаров, работ и услуг огромен и включает в себя более 10 тыс. наименований, поэтому закупать их планируется в зависимости от их специфики, а также специфики рынков, на которых они производятся.

При осуществлении закупок заказчикам предоставляется право использовать  следующий  перечень  способов  определения  поставщиков (подрядчиков, исполнителей): открытый конкурс; открытый аукцион; запрос котировок; запрос предложений; закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) – закрытый конкурс, закрытый аукцион; осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Заказчик при выборе способа определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) будет обязан исходить из необходимости обеспечить конкуренцию среди участников процедур закупок и не совершать действия, влекущие необоснованное сокращение числа участников процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Третий этап – контроль, мониторинг и аудит.

Заказчик обязан публично обосновывать каждое свое решение, а система контроля новой системы государственных закупок – это не только контроль за формальным выполнением требований, но и качественный анализ действий заказчика.

Аудит замыкает закупочный цикл всей системы государственных закупок и заключается в установлении соответствия результата исполнения контракта первоначально заявленным государственным нуждам.

Прозрачность и открытость являются ключевыми факторами эффективности закупок, поэтому информационной открытости на всех стадиях закупочной деятельности уделено особое внимание.

Предлагается создание единого официального сайта госзакупок, где будет публиковаться полная история совершения каждого заказа: от момента включения закупки в план до завершения аудита контракта, включая полное обоснование всех действий заказчика: выбор процедуры торгов, результаты процедур, расторжение или изменение контракта.

Отдельно необходимо отметить, что изменения предусматривают защиту интересов субъектов малого предпринимательства в части обязательности их привлечения к осуществлению государственных закупок посредством вменения заказчикам обязанности осуществлять закупки в установленном законодательством объеме у субъектов малого предпринимательства. Также предусмотрены преференции учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов.

Предлагаемые изменения основаны на контрактной системе и сформированы на основе действия рыночных механизмов, взаимодействия государства и предпринимательского сообщества. Результатом их взаимодействия должно стать эффективное и стабильное обеспечение государственных нужд в режиме ограниченных бюджетных средств.

Вадим КРАВЧУК, депутат Верховного Совета.

© 2017 Газета Приднестровье