В сегодняшнем номере – окончание разговора о долгах потребителей предприятиям топливно-энергетического комплекса за оказанные услуги.

Чем грозят неплатежи

Для того, чтобы сохранить работоспособность энергетического комплекса, минпром ежегодно утверждает инвестиционные программы энергоснабжающих предприятий. Их общая сумма на этот год составила 221 510 тыс. руб. Однако в связи с острой нехваткой средств в бюджете, необходимостью его пополнения ведомством были приостановлены все инвестиционные программы, направленные на техническое развитие таких предприятий. Сокращены расходы на обновление (модернизацию) инженерных сетей и оборудования. Эта тенденция сохраняется.

4 740 000 рублей составил общий долг жителей столицы перед ЖЭУК Тирасполя (наём, техобслуживание, ремонт жилфонда и общедомовая электроэнергия). За 9 месяцев 2017 г. эта цифра выросла на 286 тыс. руб. И это при том, что собираемость этих платежей сейчас доходит до 98,8%.

Несмотря на такую сложную ситуацию, трудовые коллективы сумели подготовить предприятия ТЭК к работе в условиях осенне-зимнего максимума. Это стало возможным благодаря наличию на складах аварийно-неприкосновенного запаса материалов. Пополнить его к 2018 году, к сожалению, не представляется возможным без принятия иных обеспечительных мер. Под ними подразумевается, что в будущем году организации, деятельность которых обеспечивается за счет бюджетных ресурсов, все-таки будут оплачивать четверть предоставленных им коммунальных услуг. Это крайне необходимо для пополнения оборотных средств жизнеобеспечивающих предприятий, выполняющих важную социальную функцию по обеспечению энергетической безопасности республики.

Если энергетическая отрасль по-прежнему будет недофинансироваться, уровень надежности энергетических сетей и оборудования снизится. Это может привести к увеличению числа аварийных ситуаций, снижению качества оказываемых потребителям коммунальных услуг, что, в конечном итоге, вызовет их обоснованное недовольство.

Общая задолженность перед предприятиями
топливно-энергетического комплекса по состоянию на 1 октября 2017 г.

  Наименование Сумма,

тыс. руб.       1. Водоснабжение и водоотведение: 190 172,1 1.1. Организации, финансируемые из республиканского бюджета 14 257,4 1.2. Организации, финансируемые из местного бюджета 29 530,6 1.3. Возмещение льгот, предоставляемых населению 83 181,6 1.4. Население 50 322,0 1.5. Прочие потребители 12 880,5 2. Электроэнергия 217 650,9 2.1. Организации, финансируемые из республиканского бюджета 56 154,4 2.2. Организации, финансируемые из местного бюджета 126 948,8 2.3. Возмещение льгот, предоставляемых населению 28 916,4 2.4. Население 84,9 2.5. Прочие потребители 5 546,4 3. Теплоэнергия 526 456,8 3.1. Организации, финансируемые из республиканского бюджета 52 044,9 3.2. Организации, финансируемые из местного бюджета 365 800,4 3.3. Возмещение льгот, предоставляемых населению 40 920,7 3.4. Население 66 488,3 3.5. Прочие потребители 1 202,5 4. Природный газ 2 727 925,0 4.1. Организации, финансируемые из республиканского бюджета 8 055,2 4.2. Организации, финансируемые из местного бюджета 72 569,2 4.3. Возмещение льгот, предоставляемых населению 56 458,9 4.4. Население – 4.5. Прочие потребители 2 590 841,7 Итого задолженность 3 662 204,8

Спрячьте пряник, возьмите кнут

Меры воздействия на неплательщиков могут быть разными. Поскольку с хозяйствующими субъектами на коммерческой основе выстраиваются договорные отношения, их нарушение влечет за собой обращение в суд. Еще одна мера – рубильник. С объектами социальной инфраструктуры, даже если они хронические должники, так уже не поступишь – здесь совершенно иной подход. Задолженность этой группы потребителей фиксируется и относится к внутреннему долгу.

С населением у поставщиков также договорные взаимоотношения. Тех, кто не платит, сначала увещевают, затем предупреждают, а затем и судебные иски о взыскании с потребителя задолженности в принудительном порядке «вкатывают». В каждом конкретном случае подход к должникам индивидуальный, в зависимости от складывающейся ситуации. Уровень расчетов физических лиц за электроэнергию несколько выше в сравнении с водо-, газо- и теплоснабжением, потому что в первом случае к злостным неплательщикам могут применяться такие санкции, как ограничение поставок (кому охота жить без света, даже при стесненном семейном бюджете). Это действенная мера.

Правда, прежде чем ограничить или приостановить оказание коммунальных услуг, администрация энергоснабжающего предприятия обязана уведомить потребителя об отключении. Крайняя мера применяется тогда, когда он не оплачивал полученные услуги в течение четырех месяцев подряд. Оплатите – и вас подключат.

Некий либерализм по отношению к должникам, в сравнении с соседними странами, несколько расхолаживает наших потребителей. Их поставщики четко разделяют тех, кто не может в данное время заплатить, и тех, кто, имея возможность, не хочет этого делать. Самыми добросовестными плательщиками энергоресурсов, как ни странно, являются пенсионеры, которые, безусловно, принадлежат к социально уязвимой категории населения с низкими доходами. Как признают специалисты министерства промышленности и регионального развития, наиболее эффективным способом борьбы с неплательщиками является взыскание задолженности через суд.

199 заявлений в городской суд было подано за 9 месяцев этого года о выдаче судебных приказов на взыскание задолженности на сумму 659 тыс. руб. По судебным решениям от должников получена 241 тыс. руб.

А если запретить выезд?

Нередко в обществе, во властных структурах разворачиваются дискуссии о расширении спектра ограничительных мер по отношению к неплательщикам. Возникает резонный вопрос: почему тот, кто не заплатил алименты, налоги, штрафы, может оказаться в числе не выпущенных за границу, а тот, у кого астрономические долги за свет, волен ехать на все четыре стороны? Принципиальное отличие состоит в том, что в первом случае это долги перед государством, во втором – перед коммерческими организациями. К тому же, те, кто должен государству, ограничены в таком конституционном праве, как свобода передвижения, по закону. Если же применить запрет на выезд за границу по отношению к злостным неплательщикам коммунальных услуг, то эти действия вступят в противоречие с нормами Основного Закона.

Однако в соответствии с Законом «Об исполнительном производстве» граждане, имеющие задолженности, основанные на решении суда, не вправе беспрепятственно покидать территорию республики до тех пор, пока полностью не погасят долги или не придут к соглашению с взыскателем. В 2016 г. 17 приднестровцам был ограничен выезд из республики в связи с тем, что за ними числилась задолженность в жилищно-коммунальной сфере. Так что судебное ограничение в праве граждан на выезд за пределы республики является одной из мер, стимулирующих нерадивых потребителей к оплате накопившихся долгов.

Савва МОРОЗОВ.

© 2017 Газета Приднестровье