Человек и машина

Есть такая работа – испытатель

Взрывозащищенный асинхронный обдуваемый вертикальный электродвигатель для привода подпорных насосов на нефтеперекачивающих станциях – такие машины для компании «Транснефть» собирают в Тирасполе на заводе «Электромаш». Побывав на прославленном приднестровском предприятии, мы пообщались с одним из испытателей, тем, кто, подобно художнику, делающему последний штрих к картине, контролирует ввод двигателя в эксплуатацию.

Электрические испытания машин: опыт холостого хода, корпус замыкания, сопротивление изоляции, сопротивление фазы, испытания на нагревание, замер импульсным напряжением, частотными разрядами, напряжением на концах вала… То, что для большинства из нас столь же таинственно, как, например, шумерская клинопись, для Александра Голодного – повседневный труд. Александр занимает пост заместителя технического директора по испытаниям.

Свой трудовой путь на «Электромаше» герой нашего повествования начал около четырех лет назад. Учился в Одесской национальной морской академии, окончив которую, занимался эксплуатацией судовых энергетических установок. Посвятил флоту восемь лет. И вот вернулся в родной Тирасполь. «На «Электромаше» специфика несколько иная, но базовые знания – те же, – говорит Александр. – Это помогло переориентироваться, связать жизнь с электрическими машинами».

К технике Александр Голодный подходит с душой. В этом смысле «пламенный мотор» не заменяет сердца, как поется в известной песне, а, наоборот, лишь благодаря приложению знаний и любви приводится в действие.

На «Электромаше» выдерживают высокий стандарт качества выпускаемой продукции и, соответственно, испытаний, которые она проходит, отстаивая марку, зарекомендовавшую себя ещё в советские годы. Традиции развиваются на современном уровне. Введено в эксплуатацию новейшее оборудование, наличию которого у приднестровцев удивляются даже партнеры из России.

К сожалению, достаточно остро стоит кадровый вопрос. В нашей республике на сегодняшний день ни одно учреждение не готовит выпускников со специальностью «Электрические машины и приводы». Она считается непопулярной в силу достаточно узкого применения. Так что каждый специалист на вес золота. Профессиональному росту сотрудников способствуют специальные курсы, деятельное сотрудничество с партнерами из России.

По словам Александра, испытания – очень интересная область. Ведь наука не стоит на месте. Техника, как и методы оценки её работы, постоянно совершенствуются. Всё это требует постоянно повышать квалификацию, занимаясь самообразованием, следить за передовыми достижениями.

Испытания машин проходят в два этапа. Первый – на предприятии, где оборудование было произведено (при этом динамическая нагрузка насоса просто заменяется электрической нагрузкой генератора). Второй – непосредственно на месте установки.

«Приезжая к заказчику, мы проверяем наличие документации, осматриваем оборудование на предмет внешних повреждений, которые могли появиться при транспортировке, – рассказывает Александр. – Кроме того, устанавливаем, соответствует ли рабочее место данной машине: это и качество фундаментной плиты, и система электропроводки».

Таким образом, прежде чем будет подписан акт сдачи в эксплуатацию, электродвигатель должен быть установлен на рабочем месте, запущен и проверен представителем фирмы-производителя.

Взрывозащищенный асинхронный обдуваемый вертикальный… Интерес к технике, как говорят, проявляется в самом раннем возрасте. Заместитель технического директора по испытаниям признается: в школе физика была его любимым предметом.

Только понимание того, что и как устроено, позволяет качественно выполнять свою работу (причем дело касается не только техники). «Знание же того, как улучшить положение вещей, характеризует человека гениального», – сказал бы по этому поводу Дени Дидро.

Николай ФЕЧ.

Рабочие с «Электромаша». Фото автора.

© 2017 Газета Приднестровье