«Приднестровская делегация в Объединенной Контрольной Комиссии подтверждает свою глубокую обеспокоенность проведением 26 марта 2015 года на территории Зоны безопасности совместных военных учений „Travel Contact Team 2015“ Национальной Армии РМ и Национальной Гвардии Штата Северная Каролина (США) с применением бронированной техники, крупнокалиберных пулеметов и стрелкового оружия», — об этом говорится в тексте заявления приднестровской делегации в ОКК.

Приднестровская сторона констатирует, что отрицание этого факта молдавской делегацией в ОКК с выдвижением встречного безосновательного обвинения представителям Тирасполя о блокировании нормальной работы комиссии лишний раз подтверждает, что делегация Молдовы в ОКК пытается уйти от ответственности и не готова к конструктивной работе.

Прежде всего, следует напомнить, что блокирование работы ОКК осуществляется именно молдавской делегацией с грубым и демонстративным нарушением Регламента ОКК. Практика ультиматумов и диктата — сегодня, к сожалению, это практика работы делегации Молдовы в ОКК, к которой молдавская делегация прибегает периодически, преследуя свои конъектурные цели.

В частности, длительное блокирование делегацией РМ нормальной работы ОКК имело место в период с 30 мая 2013 года по 28 ноября 2013 года.

«Можно предположить, что данное поведение молдавской стороны было продиктовано необходимостью в обход миротворческой операции воплотить в жизнь решение правительства Республики Молдова об установлении контроля миграционных потоков граждан, прибывающих на территорию Республики Молдова. Контроль устанавливался в рамках диалога с Европейским Союзом по либерализации визового режима, обеспечения системного и полномасштабного учёта граждан на маршрутах передвижения в правобережье Днестра. С этой целью были полностью переформатированы и реорганизованы пограпично-миграционно-таможенные посты РМ: Гырбовец (Новые Анены), Хаджимус (Каушаны), Пырыта. Криуляны, Резина, Сэнэтэука (Флорешты). Функциональное предназначение этих постов было расширено и приближено к реальному государственному разграничению с Приднестровьем», — констатируют представители приднестровской делегации.

По мнению членов ОКК от ПМР, подтверждением этого может служить то обстоятельство, что работа ОКК была разблокирована молдавской делегацией практически сразу после объявления в ноябре-декабре 2013 года о завершении работ по переформатированию постов в территориальные офисы Бюро по миграции и убежищу РМ. Обсуждение на ОКК возникшей пограничной проблемы «задним числом» принципиальных корректив уже внести не могло.

«Такая же практика была продолжена молдавской делегацией и в последующем. 26 мая 2014 года делегация Молдовы в ОКК объявила, что не будет рассматривать никакие вопросы повестки дня заседании, пока в нее не будет включен вопрос о „свободе передвижения граждан в Зоне Безопасности“. Такой подход является грубым нарушением Регламента ОКК. Ультимативное блокирование работы ОКК молдавской делегацией продолжается уже 11 месяцев. Ультимативная логика РМ предельно проста: обсуждаем „свободу передвижения граждан в Зоне Безопасности“ с последующим принятием единственно возможного (естественно, устраивающего только молдавскую сторону) решения либо не обсуждаем ничего. Дошло уже до того, что молдавская делегация настаивает на подготовке и утверждении такого решения заранее, то есть еще до начала самого обсуждения вопроса. Тогда и только тогда молдавская делегация готова разблокировать работу комиссии. А пока делегация Молдовы в ОКК, грубо нарушая руководящие документы миротворческой операции, предпочитает безосновательно обвинять в блокировании нормальной работы комиссии приднестровскую делегацию в ОКК», — отмечают представители Тирасполя.

Члены приднестровской делегации подчёркивают, что, не имея возможностей для нормальной работы, Объединенная контрольная комиссия не имеет практической возможности оперативно реагировать на изменение обстановки в Зоне безопасности. В итоге в 2014 году без обсуждения на ОКК в явочном порядке на стационарных таможенно-полицейско-миграционных постах Республики Молдова, находящихся в Зоне безопасности, произошло реальное увеличение их инфраструктуры.

Более того, в 2014 году были возбуждены десятки уголовных дел в отношении представителей органов власти Приднестровья за исполнение ими своих служебных обязанностей согласно приднестровскому законодательству. Сегодня в Молдове уже массово возбуждаются уголовные дела и в отношении приднестровских бизнесменов в связи с их профессиональной деятельностью.

Между тем, до сих пор не согласован план основных мероприятий Совместных миротворческих сил на текущий год, что, однако, не мешает проводить молдавским военнослужащим совместные учения с подразделениями иностранных армий, да ещё с заходом в Зону безопасности. Хотя данный факт молдавская делегация попыталась опровергнуть.

«В заявлении молдавской делегации № 14 от 22 апреля 2015 года, в частности, особый акцент сделан на перечне учений и тренировок подразделений силовых структур Приднестровья вблизи Зоны безопасности, о которых, кстати, молдавская сторона всегда уведомляла, вопреки утверждениям молдавских членов ОКК об обратном. Между тем, учения молдавских силовых структур вблизи Зоны безопасности проводятся с высокой частотой, и особого беспокойства в Приднестровье это обстоятельство не вызывает. Беспокоит здесь другое — то, с какой легкостью молдавская делегация решила громогласно „уличить“ приднестровскую сторону в искажении действительности. Так, молдавская делегация утверждает, что в приднестровском документе „указан район проведения занятий „пересечение трассы М-14 и дороги Балабанешты-Чимишены“. В описанной точке квадрата (1262) находится мост, который не входит в Зону безопасности. Согласно протоколу ОКК № 3 от 29 июля 1992 г., ЗБ определена перекрёстком дорог в том же квадрате, а не мостом, находящимся на удалении от Зоны безопасности“. В итоге, по мнению авторов молдавского заявления, приднестровская делегация представила грубую дезинформацию. Чтобы не разрывать контекст, следует просто процитировать, что именно было изложено в столь беспокоящем молдавскую сторону заявлении приднестровской делегации в ОКК: "26 марта 2015 года один из этапов учений проводился в пределах Центрального участка Зоны безопасности, в районе пересечения трассы „М-14“ и дороги Балабанешты-Чимишены (квадрат — 1262), на расстоянии 2-х километров от тренировочной базы (полигона) „Бульбока“. Хотя, согласно протоколу ОКК № 3 от 29 июля 1992 года, которым определены границы Зоны безопасности, перекресток дорог в квадрате — 1262, в котором проводился указанный этап учений, включен в Центральный участок Зоны безопасности (Дубоссарский»). Вполне очевидно, что речь идет о перекрестке дорог в квадрате — 1262. Что касается моста, расположенного на трассе «М-14» (на перекрестке ее с дорогой Балабанешты-Чимишены), то в заявлении говорится, что на нем отрабатывался вопрос обезвреживания захвативших его террористов. А далее следует констатация, что «при этом применялась военная техника: два бронетранспортера с установленным на них вооружением, два бронированных автомобиля „Нummег“ с установленным на них вооружением и один автомобиль „Урал“. Из всех видов вооружения велся огонь холостыми боеприпасами», — информируют представители приднестровской делегации в ОКК.

Приднестровская делегация выражает обеспокоенность в связи с незаконным участием в этих мероприятиях в пределах Зоны безопасности вооруженных подразделений иностранных войск, не предусмотренных Соглашением 1992 года.

«То, что бронетехника и военнослужащие США находились в Зоне безопасности, однозначно следует из приложенных к заявлению фотоснимков, где они прослеживаются на этом самом перекрестке дорог (четко виден дорожный указатель), включенном в Центральный участок Зоны безопасности в квадрате — 1262, в котором и проводился указанный этап учений. Вопрос теперь в том, зачем понадобились столь громкие обвинения приднестровской стороны в очернительстве и недобросовестности, притом, что совершенно очевидно именно эти обвинения сами опираются на неприкрытую подтасовку фактов молдавской стороной и грубое искажение доведенной приднестровской делегацией информации. Более того, указанные делегацией Молдовы в ОКК учения силовых структур Приднестровья и ОГРВ в Приднестровье — это учения, проводимые участниками миротворческой операции, то есть сторонами, обладающими на это правом в рамках плановой боевой подготовки. Во всяком случае никаких ограничений в этой связи в руководящих документах миротворческой операции нет и быть не может. А какое отношение к миротворчеству в регионе имеют солдаты Национальной Гвардии Штата Северная Каролина (США) — это вопрос, который логического объяснения не имеет. Именно по этой причине, приднестровская делегация настаивает на проведении расследования в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Соглашения 1992 года. Отказ молдавской делегации в проведении такого расследования можно будет расценивать, как нежелание исполнять действующие принципы мирного урегулирования конфликта», — подчёркивают представители Тирасполя.

Приднестровская делегация призвала молдавских коллег незамедлительно прекратить неконструктивную практику блокирования нормальной работы Объединенной контрольной комиссии, вернуться к безусловному выполнению регламента ОКК, «на основе которого приступить к поиску компромиссных решений проблем, волнующих стороны, непринятие решений по которым действительно может угрожать дестабилизацией обстановки в Зоне безопасности».

© 2015 Новости ПМР